Я хотела бы поделиться с вами несколькими
наблюдениями и впечатлениями от этого события.
Впечатление
первое: потрясение.
В тренинге принимали участие 56 детей из трех
школ-интернатов и «домашние» дети – актеры спектаклей «Счастье» и «Календарик».
Так вот, в начале тренинга различие между поведением тех и других детей было
колоссальным: свободные в эмоциональном и пластическом выражении, «светящиеся»
дети-актеры, и зажатые, поглядывающие в сторону воспитателей – «можно?» -
интернатские дети. Мне впервые с момента начала моей сумасшедшей затеи стало
страшно: а вдруг ничего не получится?
Через 20 минут тренинга я уже не могла
отличить одних от других! Пожалуй, только по тому удивлению, с которым дети
открывали для себя самые важные вещи: «Мне можно это делать!» и «Я это могу!»
На моих глазах происходило чудо – прорастание свободы личности. Свободы чувствовать,
думать, выражать себя: свои идеи, чувства, фантазии, не боясь быть отвергнутым.
Может быть, нам, живущим в совсем другом
мире, не понятно, насколько это важно. Но они - которые всегда встают только по
режиму, ровно в 07.00 утра, которые читают любимые книги (не свои, а казенные)
только в строго отведенные часы, с 16.00 до 17.00, которым почти ничего нельзя,
не смотря на то, что их все жалеют – не могли поверить, что взрослые тети и
дяди на полном серьезе разрешают им побыть Пешкохвостиками и Крокозяблами. И не
просто разрешают, а предлагают решить самим, как эти крокозяблы выглядят, как
общаются друг с другом…
Зато это было понятно сотрудникам
школ-интернатов. Некоторые из них плакали. Для меня это было еще большим потрясением.
Я думала: чего только они не повидали, что сейчас их так растрогало? Позже,
когда обменивались впечатлениями, общий смысл их оценки был таков: «Мы никогда
не видели своих детей ТАКИМИ!» Какими, они и сами не могли толком сказать:
такими интересными, такими творческими, такими талантливыми, такими свободными…
А секрет был всего лишь в том, что наши
педагоги по театральной импровизации предоставили детям ПРАВО РЕШАТЬ САМИМ,
какими именно им быть и что им делать.
Впечатление
второе: дети и взрослые поменялись позициями.
Для работы в программе мы привлекли местных
преподавателей (кто-то из них работает в тех же интернатах, откуда сами дети,
кто-то – в клубах и детских творческих кружках). Обученные в традициях классической
педагогики, они, с одной стороны, оказались под колоссальным впечатлением от
увиденного, с другой – в абсолютном смятении, так как совершенно не могли
представить себя в этих новых взаимоотношениях с детьми. Для того, чтобы
занимать позицию сотрудничества, а не авторитарногодоминирования, необходимо мужество и другой
уровень ответственности. Не учить, а учиться вместе с ними, не оценивать, а
принимать их видение, не командовать, а предлагать идеи и т.д. Даже комментарии
и объяснения наших театральных педагогов не помогли: взрослые уехали в
сильнейшем смятении. Мы тоже.
Утром следующего дня меня разбудили звонки от
тверских педагогов примерно следующего содержания: «Вы представляете, когда мы
ехали обратно, «загруженные» и растерянные, дети в автобусе стали нам
рассказывать, как ОНИ ПЛАНИРУЮТ заниматься, что ОНИ РЕШИЛИ делать, кого ОНИ
ВЫБРАЛИ лидерами по разным направлениям деятельности и т.д.!»
Я хочу еще раз отметить, что это дети, у
которых инициатива, самостоятельность и воля подавляются самой средой и
системой их содержания. Это и является главной проблемой, закрывающей для почти
90 % из них возможность стать нормальными членами общества. Поверьте,
большинство из них хорошо учатся, охотно овладевают профессиями, стремятся к «хорошим
оценкам» (во всех смыслах), понимая не равнозначность своих возможностей и
«стартовых условий» детей, у которых есть родители. Но это не спасает их от
ломки и ухода из общества. Потому что они не умеют главного – БЫТЬ СОБОЙ (иметь
свою волю, принимать и любить себя).
И мы убедились, что можем им помочь. Это было
только первое занятие. Конечно, впереди – огромная работа по «закреплению
пройденного», но мы уже увидели этот сдвиг в поведении и сознании детей!